Рамачандран Вилейанур в своей книге “Что делает нас людьми” в контексте визуального искусства выделяет такой термин, как “раса” и даёт определение: “это санскритское слово трудно перевести, но оно примерно означает «схватить самую сущность, сам дух чего‑то, чтобы вызвать определённое настроение или эмоцию в мозге зрителя». "
Буквально его можно перевести как “вкус” или “сок”. В широком смысле “раса” описывает эстетическое удовлетворение или эмоциональное состояние (например, любовь, смех, жалость, гнев, героизм, страх, отвращение, удивление и т.д.), испытываемое в процессе взаимодействия с искусством.
Размышление о “расе” натолкнуло Рамачандрана сформулировать девяти законов эстетики и искусства.
- Группировка
- Максимальное смещение
- Контраст
- Изоляция
- Пикабу, или перцептивное решение проблем
- Отвращение к совпадениям
- Порядок
- Симметрия
- Метафора
В книге Рамачандран обосновывает эти законы как фундаментальные, основанные, например на эволюционной и биологической перспективах.
По форме, законы сильно перекликаются с принципами построения композиции (именно принципы, а не правилами, типа “третей”, “горизонт по центру” и т.д.), но по содержанию смотрятся глубже и ключевой момент, затрагивают эмоциональный аспект.
Обычно глядя на изображение мы оперируем такими логическими построениями, как “есть или нет идеи”, “где главный объект”, “атмосферно” и т.д. Поэтому смотреть, оценивать изображение в более широком контексте, может быть, как минимум полезно.
Резюмируя. Смотрим на произведение (фото, картину) и мозг кайфует, почему, не понятно. Кайфует, потому-что художник (в широком смысле) зацепил, струны “расы”. Если проанализировать и разложить по полочкам (в принципе делать это не обязательно, а можно на интуитивном уровне понимать), а что конкретно имелось в виду, то вот есть эти девять законов.